Пятница, 21.09.2018, 05:38
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Суховская СОШ №3"

Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Универсиада-2019
Годовщины
Статистика

Турлаковы

Турлаковы

Анна Николаевна – учитель физкультуры и

 Василий Васильевич - учитель истории,

 директор школы в 1940–41 гг.

Воспоминания Анны Николаевны Турлаковой

Василий Васильевич Турлаков, член КПСС с 1923 г., рабочий. Родился 4 января 1900 г.  Работать начал на цементном заводе с 15 лет. Потом работал матросом на пароходе, где и вступил в коммунистическую партию. Был командирован на учёбу в Саратовский коммунистический университет. Окончил теоретический курс в 1925 году. Проходил два года практического стажа в школе и в 1927 г. ему было присвоено звание учителя истории в 5-7 классах. До приезда в Тасеево он работал в разных школах директором, директором педтехникума, секретарём райкома партии. По призыву Наркомпроса он приехал на укрепление педагогических кадров в Сибирь вместе с сестрой Клавдией Васильевной.

Он был назначен директором Тасеевской средней школы, а сестра – директором Тасеевской НСШ. Потом его по решению райкома и КрайОНО перебросили в Сухово на достройку школы. С   большим трудом школа была подготовлена к началу 1940-41 учебного года. Коллектив учителей в основном был дружным. Все с большой охотой принялись за работу. Василий Васильевич много уделял внимания повышению методического мастерства учителей. Сам он вел уроки интересно, и учителя часто просились побывать у него на уроке. Методически он был       подготовлен хорошо и умело разбирал посещенные им уроки учителей.

Работать тогда было нелегко. Многие дети были из близлежащих сёл. Хорошего интерната не было. Дети еду привозили сами и часто пропускали уроки из-за погоды. Ему приходилось выезжать в сёла и уговаривать председателей колхозов организованно доставлять учащихся. Учебников не хватало. Учителя-предметники вынуждены были писать конспекты по темам и записывать их с учениками на уроках.

Весь коллектив активно участвовал в общественной работе среди населения. Вели политико-просветительскую работу. Часто в клубе ставили спектакли, к торжественным собраниям готовились тщательно. Сам Василий Васильевич делал содержательные доклады. Выступал в пьесах, виртуозно играл на балалайке. Жителям Сухова это очень нравилось. У него был прекрасный слух. Он играл на баяне, гитаре.

В школе проходили кустовые учительские совещания, к которым он сам и учителя готовились очень серьёзно. Просматривая его записи поурочных посещений, можно судить о его беспристрастном отношении к учителям. Из учителей начальных классов он выделял Давыдову М.Т. и Туровец Н.

Туровец Н. почти первой из девушек-учителей была призвана в армию. Сохранился её черновой план работы по физкультуре в начальных классах. На фронте она была радисткой.

Оборонной работе директор уделял особое внимание. В школе был оборудован класс для   физкультурной работы. Физкультуру вела я. Мне приходилось вести не только уроки физкультуры, но и вести секции по подготовке значкистов ГТО. Часть          учеников, которые сдали нормативы на значок «Готов к труду и обороне» смело и ловко защищали нашу Родину от фашистов. Это Вася Лимонов, Валя Горский, Александр Чувахов, Чувахова Аня, Туровец Александра, Васюков Василий и многие другие. Некоторые в письмах благодарили меня за хорошую подготовку по военному делу и географии: «Вы научили нас ориентироваться в лесу, Вы правду говорили о белорусских лесах и болотах. Спасибо Вам, что научили нас первым построениям, переползаниям по-пластунски и т. д. и т. п.». В годы Гражданской войны мне пришлось быть во фронтовой и прифронтовой полосе, проходить военную подготовку и курсы медицинской сестры, поэтому я с большой охотой готовила учащихся быть готовыми к труду и обороне нашей замечательной Родины. У меня был разряд мастера спорта. Я часто консультировалась у военкома Малыгина.

К началу 1942-43 учебного года меня перевели учителем и заведующей школой в Кочки, где я проработала до конца войны. Была председателем комиссии помощи семьям фронтовиков, председателем ревизионной комиссии колхоза. В селе остались одни женщины и несколько стариков. Председателем колхоза была молодая женщина Елена Прусакова, потом попеременно два раненых фронтовика. Школа была центром общественно-просветительской работы. Я и молодые девушки: Наташа Захаренко, Фрося Шолохова, Шура Прусаков, учитель Любовь Дмитриевна Бурмакина организовали драмкружок. Ставили спектакли. Нашим музыкантом был Прусаков Шура, который имел очень хороший слух и быстро подбирал разные мелодии. Читку газет и политинформации вела я сама. Делала перевязки вернувшимся фронтовикам – Осипу Зенькову, Крылову и др. Некоторым жителям приходилось буквально спасать жизнь. Мне райздрав выписывал лекарства, бинты. Женщины приходили писать письма фронтовикам, читать полученные. Часто вместе с ними я проливала слёзы. Жили мы дружно, школе помогали дровами, продуктами. На одном из собраний колхоза я предложила кормить детей в школе, и чтобы уроки они готовили тоже в школе. Колхозницы с большой радостью приняли это предложение. А потом к этим детям-школьникам присоединились и дошкольники. Конечно, было тяжеловато, зато матери были довольны тем, что их дети под присмотром.

Школьная работа учителя тогда тоже была тяжела. Нужны были учебники, тетради, карандаши, чернила, наглядные пособия. Всего этого не хватало. Чернила делали из сажи, перья привязывали к палочкам. Приходилось вечерами и ночами из букваря переписывать тексты к будущему уроку на журналах «География в школе», бумаге. Рисовать наглядные пособия приходилось только самые необходимые. Конечно, и результаты работы хотелось бы иметь лучше. Экзамены за 4-й класс  принимал инспектор РОНО: отметил хорошую подготовку, и больше всего ему понравилось то, что дети питаются в школе и тут же готовят уроки.

Часто приходилось самой составлять диктанты, выбирать темы для изложений и рассказов из газеты «Пионерская правда». Сама перекладывала военные сюжеты на маленькие пьесы и инсценировала их вместе с детьми для школьников и родителей. Вся эта работа информировала население о событиях на фронте. Вместе с детьми работали в поле. Собранные колоски отдавали на горячие обеды в школу. В летнее время были организованы ясли. Я заведовала ими. Ведь тогда у учителей отпусков не было.

А вот как мы встретили День Победы. Утром мой ученик 4 класса любитель лошадей Шура Мазуров поехал на почту в Сухово. Я ждала газеты. Писем уже ждать было не от кого (Василий Васильевич ушел на фронт в 1941 г., а погиб в 1942 г.). Веду второй урок. Вдруг распахивается дверь и Шура кричит: «Анна Николаевна! Победа! Война кончилась! Скорее в правление проводить митинг!» Я построила учеников, и мы с песней пошли в правление.

Вела митинг, говорила о славной победе наших воинов и, конечно, сказала большое спасибо им. Великим труженицам, помогавшим одержать победу. Мы ведь тоже боролись своим трудом в тылу. Конечно, не обошлось и без слёз. А потом все встали и спели интернационал. Всем разрешили быть дома с детьми, кроме тех, кто связан с животными.

Конечно, было очень тяжело тем женщинам, которые уже имели на руках похоронки. Они не шагали под пулями, не носили шинелей, но сделали не меньше – Родине отдали своих мужей, воспитывали детей, работали на Победу. Надо помнить их подвиг и низко кланяться им за него.

Вход на сайт
Поиск
Госуслуги
РДШ
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Образование

Copyright MyCorp © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz